21 апреля 2015 г. состоялось очередное заседания дискуссионного клуба «НП». Участников встречи принял гостеприимный деловой квартал «Невская Ратуша». Тема разговора оказалась актуальной: в просторном зале не было свободных мест.
В кризисных ситуациях проще выживать вместе, а не поодиночке. Цена актуальной информации возрастает, а профессионалам особенно важно поддерживать контакт, чтобы, не поддаваясь эмоциям, вести взвешенную и согласованную политику в отношениях с арендаторами, корректно конкурировать за клиентов и не обваливать арендные ставки.
Участники дискуссионного клуба собрались, чтобы обменяться соображениями о текущей рыночной ситуации и постараться выработать общую позицию. Управляющие, брокеры и консультанты рассуждали о том, в каких пределах уступки арендаторам целесообразны и обоснованы, а какие действия могут подкосить бизнес? Как выжить и найти своего клиента проектам, только выходящим на рынок, и хватит ли Газпрома на все новые бизнес-центры? Как перераспределится спрос между объектами категории А и В, и какие характеристики бизнес-центров приобретают в нынешних условиях решающее значение для привлечения и удержания клиентов? Как снизить финансовые и операционные риски деловых комплексов, перераспределить расходы и где отыскать резервы для снижения издержек девелоперов?
Несмотря на непростое положение дел на рынке, дискуссия развернулась в позитивном ключе. Крупные сетевые компании, например, «Сенатор» и Renaissance Development пока ощущают себя весьма уверенно, удерживают высокие показатели заполняемости и не готовы снижать рублевые ставки. «Средняя загрузка бизнес-центров «Сенатор» - около 95%. Мы будем всерьез пересматривать ценовую политику, если этот показатель опустится до 80%. Но пока ничто не предвещает такого развития событий», - считает Дмитрий Золин, управляющий директор сети бизнес–центров «Сенатор».
По словам Эзгюра Эйридже, заместителя генерального директора Renaissance Development), источник недобросовестной конкуренции – не крупные игроки, а частные владельцы небольших офисных зданий, которые по тем или иным причинам делают демпинговые предложения потенциальным арендаторам: «Нам нечем ответить тем, кто говорит, что буквально за углом нашел подходящее помещение по 850-900 рублей в месяц за кв.м. Мы не можем позволить себе снижать ставки до такого уровня, в противном случае бизнес станет нерентабельным. И наши арендаторы понимают, что они платят не только за площади, но и за сервис».
Тем не менее, всем очевидно, что уступки неизбежны. «Рынок арендатора у нас наступил еще в прошлый кризис. С тех пор у многих клиентов завышенные ожидания. Они уверены, что офис класса А в Петербурге можно снять по 1000 рублей за метр в месяц по системе «все включено». Ситуацию отчасти спасает то, что благодаря активности Газпрома на рынке не так много свободных площадей, и уровень чистого поглощения примерно соответствуют показателям ввода», - констатировал Альберт Харченко, генеральный директор East Real.
Чтобы не уступать в ставке, управляющие изыскивают иные аргументы в переговорном процессе. «Нам приходится идти на компромиссы по части арендных каникул, отделочных работ, технических условий, бесплатных парковочных мест и пр. Мы действительно находимся на рынке арендатора, сохраняем при этом высокие ставки – от 1500 до 1800 руб./кв.м в месяц, но соглашаемся на разные поблажки. Привлекать первых клиентов на объект, особенно крупный, непросто в любое время, а особенно в кризис. И если мы не хотим, чтобы комплекс пустовал, а мы просто не можем себе это позволить в силу экономики проекта, мы будем гибкими», - пояснила Ирина Анисимова, руководитель проекта «Невская Ратуша».
Участники рынка солидарны в том, что клиентов сейчас терять нельзя. «Если придется выбирать между ставкой и заполняемостью, мы предпочтем второе. Времена меняются, а заново договориться с арендаторами мы всегда сможем», - уверен Сергей Игонин, управляющий партнер Холдинга «Ай Би Групп».
Двухчасовой обмен мнениями и опытом оказался весьма полезным, и участники дискуссии решили провести в этом году серию подобных мероприятий, встречаясь в свободном формате «круглого стола» на разных офисных площадках. Гостей готовы принять новые петербургские бизнес-центры, которые выходят на рынок в столь запоминающееся время: «Сенатор» в бывшем Фрунзенском универмаге на Московском проспекте, «Лидер Тауэр» на площади Конституции, «Фландрия Плаза» у Московских ворот. А осенью профессионалам обещана уникальная экскурсия под купол здания администрации в «Невской Ратуше».