Позитивные новости — дефицит, а тут две сразу. Футбольный клуб «Зенит» переиграл армейцев в ключевом матче, хоккеисты СКА победили «заклятых друзей» из ЦСКА в фантастической серии за выход в финал.
По данным экономистов, в странах, чьи сборные выигрывали чемпионат мира по футболу, фондовые рынки росли на 9–10%, у неудачников индексы снижались на 20–25%. Рост ВВП в странах-победительницах ускорялся на 0,7%, у проигравших снижался на 0,3% (данные ABN-AMRO). Значит, спортивные победы и экономика взаимосвязаны? Много ли болельщиков в вашей организации (фирме)? Как влияют победы петербургских клубов на производительность труда? Стимулируют или, наоборот, отвлекают?
Максим Соболев, директор по коммерческой недвижимости «ЮИТ Санкт-Петербург»:
– В моем подразделении ярых болельщиков немного. Победы наших клубов в спорте, конечно, влияют на экономику. Но степень влияния сложно оценить, так как мы имеем дело не с прямым воздействием, а с опосредованным. Крупные соревнования отвлекают от дел, особенно если они проходят поздно вечером или ночью. Но победа воодушевляет и стимулирует, что в конечном счете важнее.
Роман Макаров, генеральный директор ЗАО «Мостострой № 6-Д»:
– За мир не берусь говорить, а вот на уровне Петербурга такая взаимосвязь, безусловно, наблюдается. Чем инвестиционно привлекательнее регион, тем успешнее в нем спортивные команды. В нашей компании болельщиков больше, чем равнодушных. Победы петербургских клубов, конечно, стимулируют работу, но в среднесрочной перспективе. В первые дни после победы люди отвлекаются на обсуждение деталей, но в то же время заряжаются позитивом, что положительно сказывается на более длительном временном отрезке.
Лидия Пашнова, директор по маркетингу ИСГ «Сплав»:
– Конечно же, информация о победах и поражениях городских команд добавляет драйва в «игру» бизнеса. Причем после поражений у наших болельщиков всегда есть возможность хотя бы отыграться на «своем поле»: спортивный азарт и в повседневность приносит дух соперничества. Ну а уж если наши, что иногда бывает, добились победы — это опять же придает сил для коммерческих баталий.
Виталий Савчин, генеральный директор ООО «Элмако»:
– У меня просто нет версий. Массовый спорт прошел мимо… Я хожу в тренажерный зал и не смотрю телевизор.
Александр Новиков, зам. генерального директора ГК «Интарсия»:
– Стабильно высокой производительность труда может быть только у роботов. У человека она зависит от здоровья, настроения, психологического состояния и многого другого. Конечно, любые положительные эмоции у сотрудников только помогают общему делу: когда душа поет, то и работа спорится. В «Интарсии» трудится много болельщиков и футбольного «Зенита», и хоккейного СКА, и победы любимых команд позитивно сказываются на настроении в коллективе. Но все же определяющим в повышении производительности труда являются, на мой взгляд, целенаправленные усилия менеджмента компании по укреплению и поддержке корпоративного духа.
Альберт Харченко, гендиректор East Real:
– Конечно, сотрудники болеют и за «Зенит», и за СКА, кто-то на стадионе, кто-то у телевизора. И безусловно, спортивные победы любимой команды поднимают настроение и стимулируют. Если же наша сборная выиграет чемпионат мира по футболу, то индексы могут просесть, поскольку пару недель в стране работать точно никто не будет, но эмоциональный подъем потом позволит горы свернуть.
Георгий Рыков, гендиректор компании «БестЪ. Коммерческая недвижимость»:
– Спорт и экономика всегда очень связаны. Мы следим за событиями на стадионах страны и, как все провинциалы, очень остро реагируем на победы и поражения наших клубов. Квалификация и уровень игры спортсменов в этих соревнованиях очень порадовали. В нашей компании все болельщики. Мы и сами активно играем в футбол и хоккей.
Игорь Оноков, гендиректор девелоперской компании «Леонтьевский Мыс»:
– В нашей компании к спорту неравнодушна больше мужская половина. Кто-то болеет за хоккей, кто-то за футбол или баскетбол. У каждого свой досуг, но это никак не отвлекает от работы. Наоборот, спортивные победы поднимают дух, а в приподнятом настроении работается веселее. Сотрудников вдохновляют чужие победы, и они хотят достичь своих. Поэтому многие рабочие вопросы решаются быстрее и эффективнее.
Дамир Алеев, генеральный директор ЗАО «Деликатный переезд Северо-Запад»:
– У нас большинство сотрудников — болельщики. И даже среди прекрасных дам есть настоящие поклонницы спорта. Раньше у нас была собственная команда, мы специально собирались, играли в футбол и получали от этого огромное удовольствие. Когда петербургские клубы побеждают, многих это бодрит и воодушевляет, дела идут быстрее, позитивнее, слаженнее! Поэтому от имени компании «Деликатный переезд» хочется пожелать спортсменам успеха!
Дмитрий Титов, генеральный директор компании «Мир квартир»:
– Экономика и спорт, конечно, связаны. Когда экономика сильная, в стране много денег, есть хорошая сборная. Когда деньги кончаются, контракты с игроками оплачивать нечем, команда слабеет, плохо играет, зрители «голосуют ногами». Я сам не болельщик. Но помню, как мы с деловым партнером в клубе смотрели матч за кубок УЕФА, и «Зенит» выиграл! Весь город звенел, да и мы отметили победу так, что до сих пор вспоминаем. А с хорошим настроением и работать приятнее. Поражения совсем не заряжают на подвиги.
Владимир Малашин, заместитель председателя коллегии адвокатов «Юникс»:
– Это значит, что в Петербурге должен начаться рост, а в Москве спад? Хотя сейчас любые позитивные новости положительно сказываются на работоспособности и общем тонусе. То, что победы наших клубов хорошо влияют на производительность труда, это однозначно и без тени сомнения. Даже если сотрудники-болельщики какое-то время будут эти матчи обсуждать.
Если занимаешься бизнесом, то есть работаешь с утра и до ночи, то без занятий спортом просто не выжить. А раз занимаешься спортом, значит, ты в какой-то мере и болельщик.
Максим Ельцов, генеральный директор ООО «Первое ипотечное агентство»:
– Стопроцентной взаимозависимости спортивных побед и производительности труда у нас я не вижу: коллектив преимущественно женский. Но на меня, на коллег-мужчин и некоторых сотрудниц спортивные победы влияют. Точно могу сказать, что позитивно настроенный человек, в том числе благодаря любимым командам, может горы свернуть.
Не зря значительная часть бизнес-литературы посвящена именно эмоциональному интеллекту. Главное — поймать волну хорошего настроения и поддержать до следующего хорошего повода.
Роман Корников, генеральный директор ГК «Банк жилищных решений»:
– По опыту работы в трех компаниях могу сказать, что спортивные события, какими бы они ни были, сотрудников от производственной деятельности отвлекают, причем очень сильно. Для любого бизнеса болельщики — это плохо, если это не спорт-бар.
Халмурат Касимов, Роман Денисов, Елена Кузнецова, Юлия Михеева, Андрей Некрасов, Наталья Андропова