Сергей ФЁДОРОВ, партнёр компании East Real:
– За последние пятнадцать лет заявлялся не один инвестиционный проект в Кронштадте. От переезда Адмиралтейских верфей до комплекса «Кронштадтские паруса», инициированного «ВТБ-девелопмент». Декларировались и проекты рекреационного развития кронштадтских фортов. К сожалению, практически ничего не реализовано. На мой взгляд, основные препятствия – не столько ограничения по использованию земли и акватории, которые накладывает Минобороны, сколько слабость инженерной инфраструктуры и высокая стоимость её подведения. Характерно, что предыдущие проекты возникали в условиях инвестиционного бума «нулевых» – начала десятых годов. Сейчас наиболее вероятной финансово-юридической схемой развития крупных проектов в Кронштадте могло бы стать государственно-частное партнёрство. Что касается инвестиционной стратегии, выбранный вектор развития туристической инфраструктуры абсолютно правильный. Сильным магнитом могла бы стать музейная составляющая, характерная для приморских городов. Так, по образцу финской Котки вполне можно было бы включить в состав музейно-развлекательных объектов и океанариум, и морской музей (возможно, филиал военно-морского музея), и исторический музей Кронштадта. Вероятно, есть шанс музеефицировать и часть фортов. Кронштадту не хватает и таких базовых элементов туристической инфраструктуры, как отели и предприятия общепита. Это сильно снижает туристическую привлекательность района.
Источник: NSP