Максим ЖАБИН, заместитель генерального директора ООО «Лиговский канал»:
— Отличная идея — голь на выдумки хитра. Я не удивлюсь, если подобные формы продажи у нас скоро будут утверждены законодательно. Все новые и новые поправки в 214-ФЗ приведут к тому, что заключение каждого договора долевого участия может превратиться в лотерею. Хотя почему нет? Это один из способов продаж. Но я всегда говорю: вероятность того, что россиянин приобретет себе квартиру, гораздо выше, чем тот же шотландец в Шотландии.
Сам никогда лотерейных билетов не покупал. В удачу, наверное, верю, но больше верю в чудеса. Хотя всегда стараюсь сам эти чудеса создавать, добиваться всего самостоятельно, не надеясь на удачу.
Михаил ГОЛУБЕВ, генеральный директор Северо-Западной строительной корпорации:
— На мой взгляд, такой способ продаж не очень эффективен. Если аргумент — высокая стоимость объекта, то проще «подлечить» его ценой, чем идти сложным путем и выпускать сотни тысяч лотерейных билетов. А что, если все они не разойдутся? Это, скорее, маркетинговый ход для привлечения внимания к своей недвижимости. К таким хитростям можно отнести, к примеру, подарок в виде автомобиля при покупке квартиры или снижение ставки по ипотеке. В обоих случаях стоимость недвижимости незаметно увеличивается. Покупатель думает, что получил бесплатный автомобиль или низкую ипотечную ставку, а на самом деле оказывается, что он приобрел квартиру дороже ее фактической стоимости.
Максим ЕЛЬЦОВ, генеральный директор Первого ипотечного агентства:
— Все, как в старом еврейском анекдоте, зависит от того, мы продаем или покупаем. Для продавца это просто шикарная тема — вера в халяву или, если хотите, в удачу живет в каждом из нас несмотря ни на какую теорию вероятности. Для покупателя это даром потраченные деньги. С особо экстравагантными способами реализации недвижимости у нас я не сталкивался, если не считать попыток продать квартиру вместе с жильцами.
Сам я участвую в дружеских розыгрышах и корпоративных лотереях. И надо сказать, часто удается выиграть то бутылку вина, то еще какую-то приятную мелочь. Стараюсь не искушать судьбу и не испытывать удачу, претендуя на более дорогие призы. Предпочитаю десять раз испытать удовольствие, выигрывая по рублю, чем один раз — получив десятку. Девушки меня поймут, а вот большинство мужчин предпочитают все и сразу.
Светлана ДЕНИСОВА, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент»:
— В удачу, конечно, верю, но лотерейных билетов никогда не покупаю. Считаю, что лотерея — это налог на тех, у кого трудности с арифметикой. Хотя уверена, что в любой семье есть такой «азартный Парамоша». И у нас в семье есть. Но я очень лояльно к этому отношусь: такие маленькие слабости только украшают личность.
А способ, конечно, замечательный. Он как раз и рассчитан на то, что у людей всегда будут какие-то слабости. Лотерея — это правильный способ продать то, что не продается. Это вносит приятное разнообразие в наш деловой оборот.
У нас были попытки проводить, например, голландские аукционы. Такие формы продажи с игровыми элементами призваны привлечь дополнительное внимание к объекту. Это недалеко от лотереи — все это нетривиальные способы продаж, выхода на новую аудиторию. Но как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Я не могу рисковать необходимым в надежде приобрести излишнее».
Альберт ХАРЧЕНКО, генеральный директор East Real:
— Оценить эффективность подобных схем сложно. Выпустить билеты можно в любом количестве и с любым номиналом. Важно продать столько, сколько нужно. Это не касаясь юридической составляющей такой схемы. Но мысль красивая. Что касается наших лотерей — людям всегда нужна надежда, шанс. И государство ее поддерживает. Хотя к реализации недвижимости это вряд ли имеет отношение.
В удачу, конечно, верю, ведь она составляет половину успеха любого дела. Но в лотереях и розыгрышах не участвую. Хотя в советском детстве на выданный родителями рубль в лотерею «Спринт» выиграл 50 рублей, чем несказанно порадовал их.
Дмитрий ЗОЛИН, управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор»:
— За границей лотереи — старинный, общепризнанный способ отдыха, развлечения, заработка и проверки собственной фортуны. Они довольно прозрачны, народ доверяет им, и каждый надеется рано или поздно выиграть. У нас доверие к таким вещам основательно подорвано пирамидами и другими финансовыми играми с населением. Да и законы, регулирующие правила проведения лотерей, появились относительно недавно. Так что у нас такая история не прокатит еще лет пять. Сам я верю не в удачу (она — дама капризная), а в успех. Ты его зарабатываешь — он приходит. Это надежнее.
Марина ЗВЕРЕВА, директор «УК «ЛОМО-Недвижимость»:
— Мне кажутся интересными такие формы продаж, но сейчас не то время, чтобы люди легко поверили в то, что их не обманут. Думаю, здесь сработает репутация продавца недвижимости. Из хороших креативных примеров продаж квартир вспоминается акция компании «БестЪ», которая выступала застройщиком элитного дома «Омега Хаус» на Песочной набережной. Компания начала продажи с party на одном из этажей будущего дома, где было много интересного. Но апофеозом вечера стал розыгрыш часов Omega. Мне не часто везло в лотереях, но в тот вечер удача улыбнулась мне.
Александр ОРТ, президент Группы компаний «ННЭ»:
— Разница в том, что в первых двух случаях лотереи были частными, а у нас — государственная. С государством в азартные игры я не играю. И наверное, правильнее было бы разыгрывать заброшенные и разрушающиеся памятники за минимальную стоимость, чтобы иметь возможность их восстановить. Для приобретения жилья есть уйма разных возможностей: и ипотека, и субсидии, и рассрочки. Покупатель всегда может найти подходящий вариант решения жилищного вопроса. В удачу надо верить, но надеяться — на себя.
Катерина СОБОЛЕВА, управляющий директор департамента инвестиций в недвижимость Becar Asset Management Group:
— Разыгрывать свой дом в лотерею — конечно, это, скорее, нестандартный способ продажи. Вряд ли подобная история может случиться в нашей стране, где люди не всегда доверяют даже опытным представителям агентств недвижимости. Для большинства россиян вопросы покупки или продажи жилья встают не так часто, они ответственно относятся к выбору объекта и полагаются на собственные силы, а не ждут подарка от судьбы. К тому же сам факт продажи квартиры посредством лотереи в России маловероятен. Лотерейный бизнес — это лицензированный, жестко регламентированный вид деятельности, частные лица не могут продавать лотерейные билеты и разы-грывать жилье. А схемы, на самом деле, порой встречаются крайне оригинальные. Например, был случай, когда владелец жилья написал объявление: «Продаю кота за 10 млн рублей», — в котором указал, что кот предлагается исключительно вместе с квартирой. Внимание такие объявления могут привлечь, но вряд ли помогут в продаже.
Андрей ОСТАНИН, директор по продажам группы «Эталон»:
— На Западе весьма популярный способ торговать недвижимостью — так называемые ночи распродаж. Внимание потребителя привлекают два фактора — необычное время суток для сделки с таким продуктом, а также серьезное ограничение срока действия крайне привлекательного ценового предложения: скидки действуют всего одну ночь. Однако в России «ночи распродаж» энтузиазма у девелоперов не вызвали.
Когда-то инновационным способом реализации недвижимости был трейд-ин. Сейчас покупателей этим не удивишь, но справедливости ради стоит отметить, что этот механизм продаж до сих пор не работает в полную силу, и его потенциал довольно велик.
В лотереях участвую при случае: в магазинах или на мероприятиях, — но в удачу не верю. Хотя в последнее время часто выигрываю.
Елизавета КОНВЕЙ, директор департамента жилой недвижимости Colliers International в Санкт-Петербурге:
— Если говорить о квартирах класса «масс-маркет», роль случая невелика как для продавца, так и для покупателя: нередко такая покупка совершается на последние деньги, поэтому решения принимаются очень взвешенно. В премиальном сегменте ситуация иная: недвижимость может приобретаться спонтанно, и иногда покупатель готов платить гораздо больше, чем актив стоит, только чтобы жить в понравившемся ему доме. В целом по жизни выигрывают легкие люди, которые имеют смелость довериться госпоже удаче. Лично я всегда участвую в розыгрышах и выигрываю в 10% случаев. Однако самые приятные для меня победы — над конкурентами.
Александр ПЕРМИНОВ, исполнительный директор «Паритет Групп»:
— Зачем придумывать дополнительные сложности и приобретать квартиры через лотерею?! У нас и так любой дольщик, осознанно или нет, — участник такой лотереи, только не за 50 или 100 долларов, а гораздо за большие суммы. Ведь на рынке немного открытых компаний, которые гарантированно завершат стройку и предоставят гражданам квартиры. А сколько таких, о которых нет достоверной информации, и никто не знает, повезет получить жилье или нет.
Сам я не покупаю лотерейные билеты уже давно, хотя считаю себя везучим человеком.
Святослав ГАЙКОВИЧ, руководитель АМ «Студия-17»:
— Лотерейные билеты не покупаю и мрачно шучу: «Что вы боитесь попасть в теракт? Это еще сложнее, чем выиграть в лотерею».
Что касается шотландца, я преклоняюсь перед его изобретательностью. Скорее всего, он получил большое удовольствие от процесса. Кстати, ему, наверное, пришлось заплатить гораздо больше налогов, чем при обычном способе продажи жилья. За это — дополнительный респект.
Владимир ГАВРИЛЬЧУК, генеральный директор компании «Адвекс. Недвижимость»:
— Думаю, что такие экзотические способы могут применяться в отдельных случаях, по специфическим объектам. К рынку недвижимости это не имеет отношения: организаторы зарабатывают не на объектах, а на билетах. Сам я последний раз покупал лотерейный билет, когда мне было 17 лет. Я студент, родители уехали, деньги кончались… А тогда в киосках продавали билетики моментальной лотереи по 50 копеек. Сразу можно хвостик оторвать, развернуть и посмотреть, выиграл или нет. И вот я на последнюю трешку купил эти билетики. Все пустые, в последнем — выигрыш 50 коп. Я покупаю еще один. Там — то же самое. Еще. То же! И в четвертом, кажется, — выигрыш 25 рублей! Но с тех пор — ни разу.
Источник http://nsp.ru