Выберите станции метро:
ПарнасПушкинскаяПроспект ПросвещенияПроспект ВетерановПроспект БольшевиковПролетарскаяПриморскаяПолитехническаяПлощадь МужестваПлощадь ЛенинаПлощадь ВосстанияПлощадь Александра НевскогоПионерскаяПетроградскаяПарк победыРыбацкоеСадоваяЗвенигородскаяВолковскаяЭлектросилаЧкаловскаяЧернышевскаяЧерная РечкаФрунзенскаяУлица ДыбенкоУдельнаяТехнологический ИнститутСтарая ДеревняСпортивнаяСпасскаяСенная площадьОзеркиОбводный каналОбуховоЕлизаровскаяДостоевскаяДевяткиноГражданский проспектГостинный дворГорьковскаяВыборгскаяВладимирскаяВасилеостровскаяБухарестскаяБалтийскаяАкадемическаяАдмиралтейскаяАвтовоЗвезднаяКировский заводКомендантский проспектНовочеркасскаяНевский проспектНарвскаяМосковские воротаМосковскаяМеждународнаяМаяковскаяЛомоносовскаяЛиговский проспектЛенинский проспектЛеснаяЛадожскаяКупчиноКрестовский остров
Выбрано:
    EastReal в мире: international
    русскийenglish
    Заказать звонок




    НАШИ УСЛУГИ
    Выберите район города или станцию метро:

    Район

    Метро


    Тернистые пути российского туризма. Арендатор, 30.04.2014

    30.04.2014

    В минувшем году и начале уже этого года, наверное, более половины всех разговоров на любые темы в нашей стране сводились к двум географическим точкам. Сначала это был Сочи, о котором под тем или углом не рассуждал разве что самый ленивый.  Теперь же к этому списку прибавился ещё и крымский полуостров.

    Конечно, и в первом и во втором случае столь беспрецедентное внимание  объясняется волне объективными и известными причинами, однако не стоит забывать, что Россия намного больше, чем только два отдельных региона. Обидно, что сейчас на второй и третий планы отошли все другие вопросы и темы.  Что же общего у Сочи и Крыма?  Это естественно огромнейший туристический потенциал, и это подчёркивалось и подчёркивается ни раз и не два. И всё же, не стоит забывать, что туристическим потенциалом обладает огромное количество точек на карте нашей страны. Поэтому сейчас хотелось бы отвлечься от региона Причерноморья к другим не менее важным точкам роста туристической индустрии и соответствующего бизнеса в России.

    Обещанного n лет ждут

    Россия имеет огромный туристический потенциал, однако для его развития и модернизации сегодня предпринимается  крайне мало усилий. Туризмом необходимо заниматься комплексно и целенаправленно – создавать инфраструктуру, продумывать маршруты и их детали, продвигать их сначала на внутреннем, а затем и на международном рынках. К сожалению, при всем природном, культурном, историческом богатстве и разнообразии, цивилизованный туризм в стране сегодня встречается очень редко.  Индустрия по общим показателям развивается довольно медленно, так как очевидно, что основной акцент в гостиничной сфере делается на бизнес-отели – это поддерживается властями, инвесторами, девелоперами и операторами.

    Объем внутреннего туризма в России без учета Черноморского побережья совсем незначителен, и этому есть множество причин. Среди них можно назвать и  высокую стоимость внутренних  авиаперелетов, и недостаточное продвижение этих направлений. Власти предлагают совсем небольшие преференции инвесторам, развивающим туристические объекты, внутри страны локальные места отдыха продвигаются плохо, перелеты дороги, а спрос ограничен.

    Помимо этого голод заграничных путешествий и желание соотечественников путешествовать за рубеж всё ещё очень велико, что зачастую подогревается более низкой стоимостью заграничных поездок в сравнении с внутренним туризмом. В этот же список можно включить и часто низкое качество гостиниц, инфраструктуры, объектов обслуживания и самого сервиса внутри страны.

    Анна  Данченок, заместитель директора департамента консалтинга и оценки NAI Becar, говорит о том, что Сочи нельзя считать показательным в отношении развития отрасли в целом, а успехи остальных кластеров пока оценить сложно - большая часть проектов долгосрочные и будут реализованы ближе к 2020 г. «На сегодняшний день интерес иностранных туристов сосредоточен в Санкт-Петербурге, Москве и Золотом Кольце. Основные очаги внутреннего туризма - Санкт-Петербург, Краснодарский край, Москва», - отметила эксперт.

    По словам Станислава Ивашкевича, заместителя директора по развитию, индустрия гостеприимства CBRE,  рейс Москва - Ижевск  стоит в среднем 12 000-15000 рублей. «Цена практически не меняется в зависимости от сезона. Полеты осуществляются авиакомпанией «Удмуртские авиалинии» «современными» лайнерами Як -42 и ТУ-134. Больше ни одна компания туда не летает. В городе работает один сетевой бизнес-отель Park Inn на 163 номера, по стоимости около 5 000 рублей в сутки. Еще есть несколько no-name отелей. Вот  вам и пример - поедут ли туда туристы?», - подчеркнул Ивашкевич.

    При этом на территории России есть целая россыпь по-настоящему уникальных мест, которые находятся в неосвоенном состоянии:  города на Волге, Якутия, Байкал, Алтай, Дальний Восток, Камчатка.  И список этот можно продолжать и дальше. Однако всё эту фантастическую красоту могут оценить чаще всего лишь местные жители и очень состоятельные сумасшедшие туристы, которые могут выложить 5-10 тысяч долларов за поездку на человека, в течение которой элементарные удобства будут большой редкостью.

    Стоит вспомнить и Северо-Запад. Отдельно здесь нужно отметить Санкт-Петербург – туристический город, без преувеличения, мирового уровня. Но и кроме Питера, на Северо-Западе есть множество интересных маршрутов – Карелия, Архангельск и т.д.

    А сколько ходило и ходит разговоров о развитии Северного Кавказа и его туристического кластера.  Планируется, что ежегодный поток туристов  туда к 2025 году составит до 2,5 млн человек. И всё же пока и это направление развивается с большими пробуксовками.

    Дэвид Дженкинс, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL, напоминает, что инвестиции в развитие туристических направлений и кластеров за пределами Сочи были совсем небольшими. «Все разговоры о специализированных туристических зонах пока ни к чему не привели. Основная проблема состоит в том, что государство хочет, чтобы частные инвесторы развивали туристические объекты, а это для них экономически нецелесообразно. Необходимо, чтобы федеральные и/или  региональные власти развивали инфраструктуру самостоятельно, предлагая инвесторам значительные преференции и стимулируя их.  Есть отдельные города, в которых что-то делается для стимулирования внутреннего туризма – например, Казань проделала огромную работу для того, чтобы сделать город интересным для гостей, доступным и так далее», - заявил Дженкинс.

    Потенциал роста

    Если касаться конкретных возможностей и усилий по их реализации, то здесь, как и во многих отраслях бизнеса, Московский регион привлекателен, стоит на более выгодных позициях и имеет высокий потенциал. Потенциально зона охвата, включающая и Москву, и Петербург, делает такие города, как Тверь и Завидово, очень интересными для развития.

    Одним из важнейших критериев для развития индустрии является условие того, что внутренний туризм в таких местах должен быть намного более доступным. Здесь нет потенциала для люксовых комплексов, так как они не привлекут основную массу туристов, а для того, чтобы стимулировать внутренний туризм, нужно охватить как можно более широкую аудиторию. Например, Нижний Новгород, Ярославль, Волгоград, Ростов-на-Дону и другие должны делать больше для стимулирования внутреннего туризма. Краеугольным камнем в этих процессах является развитие качественной и многоступенчатой инфраструктуры.

    Дэвид Дженкинс говорит, что хороший пример такого развития, опять же, Санкт-Петербург. «После запуска «Сапсана» значительно вырос туристический поток выходного дня из Москвы, открытие нового терминала аэропорта также поможет развитию туризма здесь. Главный вопрос – это доступность, в том числе транспортная: если перелет «Аэрофлота» по маршруту Москва-Волгоград-Москва стоит больше 10 тысяч рублей – это не привлечет туриста. Что-то должно быть сделано в сфере авиатарифов в целом», - заключил он.

    По словам Станислава Ивашкевича,  вся качественная гостиничная  составляющая страны состоит из санаториев в Кавминводах, на Алтае, немного в Ленинградской области и по чуть-чуть вокруг крупных городов – миллионников. « Из загородных курортных отелей 90% приходится на Московскую область, один - два на Ленинградскую область и Краснодарский край, а городские  бизнес-отели – это 60% - Москва, Питер, Екатеринбург, 35% - остальные города-  миллионники».

    С Запада на Восток

    Стоит заметить, что, как и огромном количестве отраслей экономики, в России уровень развития туризма снижается по наклонной - с Запада на Восток. Исключение могут составить лишь несколько современных точек притяжения бизнеса.  Таким примером может послужить Алтайский туристический кластер, который активно развивается и застраивается в последние годы, а также горнолыжные курорты в Кемеровской области. Только начинает развиваться побережье Байкала. На Байкале реализуется строительство проекта нового курорта совместными силами ВЭБ и китайских инвесторов и Rusresorts.Общая площадь курорта – более 2400 га. В таких городах как Красноярск и Новосибирск открываются сетевые отели, но это больше бизнес - гости, нежели настоящие туристы. Однако вместе с развитием инфраструктуры в этих местах наблюдается и лавинообразный рост цен. Уже сейчас цены в том же Алтайском кластере выше, чем на многих европейских курортах.  При этом во многих местах проблема качества сервиса крайне велика – к сожалению, российский потребитель «взрослеет» гораздо быстрее, чем сервис на местах.

    По мнению Дениса Колокольникова, председателя совета директоров группы компаний RRG, если говорить о Дальнем Востоке, то в большинстве случаев, на этих направлениях процветает  и вовсе именно «дикий» туризм – и, что характерно, не такая большая часть туристов – россияне. «Наши соотечественники предпочитают либо пляжный отдых в Сочи, либо отдых за границей. Чтобы привлекать эти средства с помощью развития внутреннего туризма в российскую экономику, отрасль нужно развивать – создавать инфраструктуру, строить курорты, организовывать логистику, восстанавливать достопримечательности и, разумеется, продвигать те широкие возможности для отдыха внутри страны, которые существуют в России. Проекты такого рода, популяризирующие природу и достопримечательности российских регионов, постепенно возникают – в идеале же, «раскрутка» мест для туризма должна приблизиться к тому уровню, который достигнут в США. Конечно, здесь понадобится и мощное участие государства, и разного рода льготы и преференции для бизнеса, - тогда туризм в России сможет превратиться в серьезную статью доходов», - подытожил эксперт.

    Валерий Трушин, руководитель отдела консалтинга East Real, уверен, что для развития данного сектора в целом должна быть создана государственная программа развития внешнего и внутреннего туризма. «При этом развитием туристических объектов, привлечением инвесторов и увеличением туристического трафика должны заниматься региональные власти каждого конкретного субъекта», - считает эксперт.

    Конечно, не стоит совсем сгущать краски. Справедливости ради нужно отметить, что хоть и невероятно несистемно и медленно, но процесс оцивилизовывания туризма в России идёт. Однако,  при всех амбициях, нужно, по крайней мере, на ближайшие годы быть реалистами и не строить иллюзий.  В стране есть некоторые точки, как правило, приграничные либо находящиеся в ЦФО, где сосредоточены раскрученные туристические бренды. Туда и сегодня едут, даже понимая, что сервис не будет на высоте. Одна перспективы въездного  иностранного туризма во многих российских регионах сейчас крайне туманны. Поэтому для начала стоит целенаправленно сфокусироваться на 145 млн жителей России, которые также пока мало путешествуют внутри страны, и пытаться привлечь их.

    Сергей Михайлов

    Ссылка на источник

    << Вернуться к списку новостей
    Лучшие предложения